В прошлых выпусках я затронула тему 8 ступеней йоги, изложенную в сутрах Патанджали, которые раскрывают нам основные шаги на пути просветления и достижения высшей мудрости.
Эти 8 ступеней очень легко запоминаются и их можно выучить как стихотворение: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Красиво, правда?
И по сути, все они предназначены для достижения самой последней сутпени, той, к чему стремится большинство йогов, состоянию самадхи, высшего блаженства, единства с вечным!
Вам не обязательно последовательно осваивать все эти ступени. Они служат лишь подсказкой, если вы не знаете с чего начать свой путь, то начните с любой из них и все остальные сами придут в вашу жизнь. Суть не в строгом следовании правилам, а в глубоком внутреннем чувствовании своего пути, своей жизни и себя самого.
Итак,
Первая ступень – Яма (моральные ограничения).
Она посвящена этическим принципам, таким как ненасилие, правдивость и отсутствие жадности и так далее, и об этом подробно мы поговорим позже.
Вторая ступень - Нияма (соблюдение моральных норм). Ступень изучает личную дисциплину, самообучение и преданность высшим силам и другие аспекты.
Третья - Асана (физические позы). Как мы уже говорили в прошлом выпуске подкаста, практика поз помогает нам подготовить тело и ум к более глубокой духовной работе и в том числе выдерживать долгие часы медитации в положении сидя.
Четвертая - Пранаяма (управление дыханием). Пранаяма успокаивает ум и наполняет тело энергией, способствуя развитию осознанности и концентрации.
Пятая - Пратьяхара (контроль чувств). Пратьяхара — это обращение чувств внутрь, умение осознавать и управлять своими чувствами.
Шестая - Дхарана (концентрация). Практикующие учатся концентрировать своё внимание на одной точке или объекте, тренируя ум в неподвижности и концентрации.
Седьмая - Дхьяна (медитация). Дхьяна позволяет уму слиться с объектом медитации. В этом состоянии практикующий испытывает чувство единства и глубокого прозрения.
Восьмая - Самадхи (поглощение). Последняя ступень является конечной целью йоги. Это состояние полного поглощения и единения с божественным или бесконечным.
Про некоторые ступени, например про пранаямы и асаны мы говорили в прошлых выпусках подкаста, а сегодня мы поговорим о медитации – самом загадочном, манящем и моем любимом состоянии в йоге.
Когда я только начинала заниматься я ходила на занятия по Хатха-йоге и аштанги. И мы не делали медитацию. Мне это было непонятно. И мне всегда как будто чего-то недоставало в практике. И я начала искать других учителей, которые преподают помимо йоги еще и медитацию. И на удивление таких учителей было очень мало.
Очень мало проводников, кто может действительно помочь погрузиться в глубокое медитативное состояние, прочувствовать тишину ума, спокойствие, глубину внутренних процессов.
Медитация как отдельное явление само по себе достаточно непростой процесс, а с другой стороны она может быть и очень легкой!
Попробуйте прямо сейчас убрать телефон, закрыть глаза и ничего не делать. Как долго вы продержитесь? Скорее всего вам очень быстро захочется отвлечься. Наш ум так устроен, что ему нужно все время за что-то цепляться, отвлекаться, генерить различные мыслеформы и обдумывать прошлое или будущее.
Очень редко мы можем почувствовать момент настоящего. Точку сейчас. Точку «Я есть». Присутствие «Я здесь».
Поэтому сам процесс медитации включает не конкретно одно действие, а последовательность ступеней достижения состояния внутренней глубокой тишины и осознанности.
И начинается медитация с Пятой ступени. Пратьяхары. Контролем над чувствами.
Пратьяхара – это контроль и отвлечение органов чувств от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем.
Она ведет к правильному сосредоточению, медитации и ясности ума.
Эта ступень является «мостом», где один берег — внешняя практика (например асана, пранаяма, крийя, бег или хотьба), а противоположный — внутренняя осознанность и ясность ума.
Перед йогином стоит задача осознать, где находится ваше внимание, осознать свои чувства, переключая внимание на то, что происходит внутри. Проще говоря, вам нужно научиться контролировать чувства, чтобы они не управляли мыслями.
Для того, чтобы научиться контролировать чувства нужно освоить две вещи:
Первое – освоить навык управления вниманием.
Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект и повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Свойства внимания включают в себя сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение.
К видам внимания относится непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Управление вниманием – ключ на пути к медитации.
Даже выполняя простые асаны – научитесь направлять свое внимание на сам процесс практики, на дыхание, движение, ощущения тела. Делая крийю кундалини все время возвращайте свое внимание в суть процесса.
А для того, чтобы научиться контролировать чувства нужно:
– увидеть, осознать (дать им название) и принять свои чувства.
Для того, чтобы начать управлять чувствами нужно научиться эти чувства замечать, интерпретировать и принимать.
Обратите внимание, что подавление чувств и контроль над ними — это разные вещи.
Очень часто чувства подавляются, не принимаются и заталкиваются глубоко. Как будто их нет.
Но если мы не хотим на них смотреть, это не значит, что их нет. Это значит, что они ждут своего часа, чтобы выйти наружу. Это как газ в бутылке с лимонадом. Закрывая чувства внутри – вы все время встряхиваете эту бутылку, не давая им выйти наружу. И когда-то внутреннее напряжение станет таким сильным, что крышку начнет срывать от внутреннего давления. И это очень травматичный процесс. Поэтому я всегда рекомендую работать со своим состоянием и своими чувствами. Нет плохих чувств или хороших. Отрицая одно – мы закрываем себе доступ к другому.
Отрицая гнев – мы не позволяем себе испытывать ликование.
Подавляя печать – мы не умеем радоваться…
Когда мы гасим раздражение – то потом мы не чувствуем творческий импульс.
Такие чувства как вкус, прикосновение, запах, зрение и слух в повседневном мире теряют свою остроту.
Мы все время мыслями находимся не там, где наши объекты чувств. Мы перестаем чувствовать жизнь. Нам нужно больше, острее, сильнее, чтобы почувствовать. Мы все время что-то ищем вовне. Что кто-то подтвердит нам нашу значимость или ценность, утешит нас или подарит любовь. Но все, что нужно это сосредоточиться и быть в присутствии. Направить свое внимание на индрии. Развернуть индрии наружу или внутрь и медитировать на процессе.
В кундалини йоге множество медитаций выполняются с определенными действиями (движениями рук, мудрами, замками или мантрами). Это так называемые активные медитации. Они помогают извлечь из глубоких слоев психики запрятанные там эмоции и чувства. Поднять на поверхность травмирующие воспоминания, переработать и отпустить их. Такой процесс освобождает глубокие слои сознания, подсознания и психики и старые паттерны поведения и привычные шаблоны перестают влиять на вашу жизнь. Установки и убеждения трансформируются под светом осознанности в легкость и открытость, способность осознавать свое поведение в тех или иных ситуациях жизни.
Динамическая медитация проще и доступнее начинающему практику, так как уму сложно отвлекаться на посторонние переживания, он постоянно занят отслеживанием действий самой медитации. Такое соединение позволяет быстрее погрузиться в процесс глубокого медитативного опыта, очистить ум и сознание через контроль звуков, позы тела.
Шестая ступень Дхарана — концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение.
Задача йогина на этом этапе — научиться удерживать мысль на одном предмете. Дхарана — это мысленное сосредоточение на объекте, реальном или воображаемом.
Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях.
Перед вами стоит задача перевести все внимание на что-то одно, пусть это будет внутренний объект или внешний. К примеру, можно выбрать звук, образ, огонь, главное — сконцентрироваться на одной точке.
Сакнскритский термин «Индрии», означающий чувства или функции, которые связывают индивидуума с внешним миром. Это как некие щупальца, которыми вы ощущаете внешний мир.
Эти щупальца могут быть направлены вовне и дарить чувственные наслаждения. А могут быть направлены внутрь и давать самопредставление о себе и своих чувствах.
Например,
Вкус – сосредоточьтесь на еде во время приема пищи, почувствуйте вкус, твердая она или нет, сколько разнообразных вкусов вы можете уловить. Сладкий, соленый, горький, терпкий, пряный, острый.
Поговорите с едой перед тем, как взять в руки ложку. Попросите наполнить вас энергией и здоровьем, дать вам сил или исцелить ваши недуги. Будьте осознанны.
Обоняние – перед практикой добавьте капельку масла на свои ладони и вдыхайте аромат эфира, осознавайте ощущения тела, как оно откликается на запах. Или возьмите цветок и медитируйте на его аромат, глубину, нежность.
С помощью обоняния мы можем повышать свою чувствительность к еде, месту в котором находимся, своему телу (да, оно тоже пахнет).
Прикосновение – ощутите свое тело снаружи, кожу, границы. Тепло вам или холодно. Ощутите стопы или ладони. Как волосы касаются ушей или плеч. Как одежда облегает, жмет, сдавливает или висит свободно. Расслаблен ли живот. Чувствуйте прикосновение коврика и свободное пространство над макушкой.
Звук – добавьте в свою практику мантру и вслушивайтесь в ее вибрации и звуки, уловите звук наад – изначальную вибрацию Вселенной, Космоса. Услышьте свой внутренний голос или голос, когда вы поете мантру. Почувствуйте откуда идет звук: из живота, из сердца или из горла. Послушайте звуки вокруг себя, в том месте, где вы медитируете. Вам не обязательно находиться в полной тишине. Вы можете слышать звуки окружающего мира, а можете переключить свое внимание на звук своего дыхания и сосредоточиться на нем.
Зрение – смотрите на объект не отрываясь. Это может быть пламя свечи, огонь, ручей или любой водоем. Плывущие по небу облака, проезжающие мимо вас машины, пешеходы, птицы, листья деревьев, да все, что угодно. Выберите один объект для сосредоточения. Соединитесь с энергией стихий, с ритмом движения, почувствуйте свою включенность и отстраненность одновременно. Начните при разговоре смотреть в глаза собеседнику и сосредотачиваться на том, что он говорит, что чувствует, какая от него исходит энергия.
Седьмая ступень Дхьяна — медитация, созерцание.
Для начала нужно концентрироваться на стабильной твёрдой форме. Это сагуна дхьяна — медитация на объект.
Далее следует концентрироваться на отсутствии формы. Это ниргуна дхьяна — субъективная медитация.
Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Углублённое состояние концентрации и есть медитация.
Это изучение внутреннего мира через концентрацию и успокоение. Важно в этот момент не отвлекаться, перевести все сознание на одну мысль.
Одна из таких медитаций – тратака.
Эта практика (вернее, серия практик) связана с фокусировкой взгляда на объекте/предмете/человеке. Практика выполняется со свечой, с портретом Йоги Бхаджана либо на классах в парах, глядя в глаза друг другу.
Черно-белую фотографию для тратаки Йоги Бхаджан называл «тантрическое фото».
Я приведу часть его речи перед учениками о тратака-крийе.
Он говорил: «Если вы возьмете мое тантрическое фото и засядете перед ним на полчаса, то оно начнет вам отвечать.
В гуру-йоге портрет учителя, который является для вас помощником, который для вас является проводником, должен быть такой, где у него глаза открыты и он смотрит прямо на вас. «Антенны» должны быть по центру, и вы концентрируетесь на этих глазах. Через несколько минут вы заметите, как эти два глаза слились в один, а сам Гуру начал двигаться.
Через 31 минуту практики под названием Тратик крийя концентрация при помощи ваших глаз даст вашему мозгу силу. Это ваша собственная сила, это не сила этой картинки и бумажки. Но эта картинка начнет двигаться и разговаривать с вами. Почему?
Когда вы фокусируетесь на этой картинке, ваш разум переигрывает, умудряется перехитрить силу, ваша аура начинает подключаться ко Вселенскому разуму и прорывается через ваше конечное «я». Ваше бесконечное «я» действует сквозь конечное. Оно приходит к вам в образе вашего Гуру, или вашего учителя, или проводника.
Поначалу это кажется игрой воображения. Потом становится реальностью. Вот что такое Гуру. Почему ваш ум легко фокусируется на образе Гуру? Благодаря вашей вере в него. Он дал вам Гур, «гур» означает «формула». Он дал вам формулу осознанности, которую вы взяли в практику и убедились, что она действенна. И благодаря этому вы знаете, что всё, что делает этот человек, работает. Поэтому разум настраивается на личность Гуру, на его ауру. И поэтому вам все легко удается.
Есть такая практика, которую мы с вами сделаем, с тантрической фотографией. И есть определенная система действий с ней. Просто для того, чтобы показать, что с людьми, которые практикуют подобным образом, фотография начинает общаться и отвечать им как Гуру. Просто бумажная фотография. Благодаря силе Тратики это начинает работать.
Перед вами тантрическая фотография. И если вы посмотрите ей прямо в зрачки, она в ответ заглянет к вам в душу и оживет. И мы начнем с ней говорить, она начнет отвечать на ваши вопросы. Я сам так иногда делаю.
Вот почему люди, которые берут мою тантрическую фотографию и сидят перед ней, следуя определенным правилам, могут пообщаться с этой фото и она начнет им отвечать. Это просто ваша сила. В этой фото нет ничего, совершенно ничего особенного. Кроме ракурса, под которым на нее надо смотреть. И люди, которые попробовали эту практику, определенно усвоили этот опыт.
Бумажная фотография может сработать. Бумажный тигренок может сработать. Почему ваше-то тело, которое живое, из плоти и крови, не может? Это ваша энергия, не чья-нибудь.
Это упражнение называется «Тратика». Благодаря ему вы можете видеть, что происходит где угодно во Вселенной, касающееся вас. Оно дает вам интуитивные возможности. Но вас ничто не должно сбивать.
(Показывая это упражнение студенту, Йоги Бхаджан кривлялся и строил гримасы, а сам просил студента держать фокус на его глазах и сохранять невозмутимый покерфейс).
Вот почему я тут перед тобой выделывался, а ты не поменялся в лице. Вот это правильно, так правильно.
Есть такая медитация со свечой, она называется «Агни Тратика». Эта практика йоги может любого глупейшего человека сделать значительно умнее, раскрывает третий глаз, шестую чакру. Таковы правила. Есть множество людей, которые меня отродясь не видели. У них есть мое «тантрическое фото». Знают ли они, кто я такой? Или где я? Они просто что-то обо мне слыхали, как будто бы я часть истории. У них просто есть мое тантрическое фото, и всё. И у них есть инструкция: утром они поднимаются, садятся перед фото, говорят с ним, фото отвечает. И это просто бумажка ценой в один доллар. Мы сделали этот эксперимент, в чем была его суть? Чтобы доказать, что простая фотография может «говорить» и что ей можно задавать вопросы.
Смешно было, когда мне однажды позвонил какой-то человек, задал свой вопрос и добавил: «Сэр, можете ответить?»
Я ответил.
На том конце трубки прозвучало: «Я получил такой же ответ сегодня утром».
«Тогда какого черта вы тратитесь на звонок?»
«Просто чтобы удостовериться», - ответил голос на том конце.
Потому что мы точно знаем, как работает тантрическое фото. Это обычное фото, просто фото, ничего особенного. Но все дело в ракурсе. Положение глаз там такое, что мы пытались потом его специально повторить, но ни разу ничего не вышло. Только один раз это получилось, и мы храним копии той фото.
Есть одна такая моя тантрическая фотография. И есть с ней определенная процедура. И есть люди, которые ей следуют. На той фото я тоже медитирую, поясняю для вас. Это не просто портрет, там все дело в ракурсе.
И если вы будете медитировать, поставив это фото перед глазами, то в течение 40 дней каждый придет к тому, что научится видеть, как эта картинка движется, разговаривает, отвечает на вопросы. Но на самом деле это просто кусочек бумаги. А все дело в вас самих. Вы можете поставить перед собой свое ультра-эго. Это называется Тратака.
Тратака - это древняя наука, на самом деле, это самогипноз, и благодаря гипнозу вы побеждаете. Когда вы отключаете свою психику, вы побеждаете.»
Наука Тратаки чрезвычайно всемогущая, ей порядка трех тысяч лет. Она настолько сильная, что когда вы освоили это знание, то можете остановить что угодно в мире и что угодно можете заставить двигаться.
Забудьте о своих травмах-драмах, они не имеют значения. У меня есть одна тантрическая фотография, которую я раздал студентам, и инструкции к ней, что нужно делать дома. И кому-то понадобится 40, кому-то 120 дней, и я думаю, что совсем тяжелым случаям (в исходнике - идиотам) понадобится 120 дней. Каждый сможет научиться говорить с этой фото, она заговорит с ними, будет отвечать на их вопросы, на любые вопросы, у них будет коммуникация.
Как только вы этому научитесь, она (эта фотография) начнет разговаривать и слушать вас, и это приведет вас в порядок. Это возвысит вас. Может быть, вы настолько погрузитесь в самоотдачу и любовь, что всё кругом обретет для вас равноценность. Возможно, так, возможно, эдак. Я все еще питаю надежду, я верю в это, так уж я устроен.
Итак, эта медитация называется Тратака, и она пробуждает в вас способности к вибрациям высокой частоты. Это связано напрямую с вашей осознанностью, и это, в свою очередь, приведет вас к повышению вашей собственной чувствительности, пониманию и счастью.
Вы садитесь перед ней, она будет говорить с вами, и это методология, а не я. Это бессмертная часть меня, но это не я. Я на этом фото сижу, я на нем говорю, но она так же говорит и со мной. И с вами, и с кем угодно. И по идее, я бы должен злиться на нее за то, что она со мной болтает, как считаете? Но нет. Она говорит со мной так же, как с любым из вас.
Мы знаем, что в нас скрыта священная сила, но это тайна для нас, и мы хотим ее раскрыть, извлечь наружу.»
В йогических трактатах сказано: «Даже отблеск взгляда святого человека способен исцелить ментальный или физический недуг». Когда-то давным-давно была сделана фотография, обладающая трансцедентной способностью к нейтральности. Она позволяет человеку, смотрящему на нее, пройти насквозь и выйти в состояние высочайшей осознанности. Эта форма медитации называется Тратакам.
Много лет назад была снята фотография Йоги Бхаджана, которая обладала такими возможностями. И с тех пор она использовалась его студентами как форма связи со своим учителем и способ развить личную осознанность. Она просто так и называется «Фото для медитации. Сама по себе фотография не имеет никакой силы. Было бы глупо поклоняться фотографии. Сила - в глазах смотрящего, в студенте, который, используя картинку себе в помощь, настраивается на собственную внутреннюю осознанность, на возвышение собственного духа, на пробуждение духа внутреннего истинного Учителя.
Во время медитации на такое фото невозможно застрять на уровне своего эго. Оно вас будет отражать посильнее, чем зеркало. Отражение в зеркале вы еще можете одурачить своими гримасами. А с фото так нельзя. Также на таком фото обязательно в глазах учителя должен отражаться свет. Фото, с которого на вас смотрят прямым взглядом, преисполненном нейтральности, может исцелить или придать вам мгновенно способность связаться с вашим собственным высшим наставником.
Когда перед вами предстают различные грани объекта фокусирования внимания, вы сами переживаете разные грани самого себя. И внешний объект - это всего лишь врата к этим вашим граням. На самом деле, вы медитируете на самого себя.
Если вы отыщете новое качество в объекте медитации, то это качество вы привнесете в самого себя. Вот почему медитировали всегда на лики святых людей и изображения священных объектов.
Нам повезло сохранить это фото Йоги Бхаджана. Говорят, что если выполнять медитацию на это фото точно и вдумчиво, можно стереть свою карму и продлить собственную судьбу.
Учителя кундалини йоги связаны Золотой Цепью учения с Бесконечностью. Медитация на это фото позволяет вам подняться по Золотой Цепи. Это действие, совершаемое в глубоком смирении. Ничто не сравнится с этой медитацией.
Необходимо, чтобы каждый студент или учитель прошел через опыт этой медитации. Эта практика также называется «ментальное свечение». Она дает возможность уму создавать проекцию в Бесконечность посредством силы собственного воображения.
Йоги Бхаджан рекомендовал, что фотография должна находиться в оранжевой рамке (оранжевом обрамлении). Поставьте фото на расстоянии 30-60 см от себя. Установите 1 или 2 свечи перед фото так, чтобы фото было освещено. Остальная комната может находиться в темноте.
Проведите настройку с Ади Мантрой (Онг Намо Гуру Дэв Намо) и скажите своему уму, что высшее Я будет вести вас через океан вашей личности в мир космического Я. Знайте, что вы получите помощь и наставление в любой сфере.
Сядьте с прямой спиной, голову и плечи накройте шалью или покрывалом. Сидите на овечьей шкуре или шерстяном пледе, чтобы изолировать поле своей ауры.
Глаза широко открыты. Смотрите в зрачки портрета. Слегка напрягите (подтяните) нижние веки и вы ощутите, что не хотите больше моргать.
Создайте ментальный фокус.
Тело сохраняйте полностью неподвижным. Дыхание автоматически станет более поверхностным и легким. Смотрите на свет в глазах портрета и мысленно путешествуйте сквозь фото к источнику этого свечения. Мысленно задайте свой вопрос и выслушайте ответ. В ходе медитации фото может менять очертания, двигаться и выглядеть трехмерным. Вам может показаться, что вы покидаете тело. Сохраняйте фокусировку взгляда на свете глаз.
И выполняйте эту медитацию: от 15 до 31 минуты.
В коне медитации закройте глаза и постарайтесь увидеть портрет с закрытыми глазами на уровне точки межбровья.
И тогда вы точно ощутите то, что йогины ищут возможно всю свою жизнь. Состояние присутствия, единства, соединенности с бесконечным светом Вселенной.
Самадхи, или Кайвалья, — соединение с вселенской энергией, с Высшей Реальностью, экстаз.
Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга — это состояние называется самадхи.
Самадхи — состояние равновесия, в котором душа индивидуума и верховная энергия сливаются в одно. Это Адвайта или отсутствие дуальности.
Самая сложная ступень, для которой характерен переход в состояние, когда йог сконцентрирован на объекте, полностью отключив осознание себя самого и происходящего вокруг. Вы закрываетесь в самом себе, не впуская внешние и внутренние посторонние факторы, параллельно теряя осмысление своей личности.
Это высшая точка медитации, совершенное самоуглубление, где происходит слияние йогина с Духом Вселенной.
И в этом единстве, в соединенности вы чувствуете бесконечную гармонию и баланс, вы чувствуете причины и следствия. И вы знаете что такое жизнь и что такое гармония.
Гармония внутри и снаружи. В теле и мыслях. В ваших словах и действиях. В тишине и окружающем мире.
Канва мира одна, все есть одно и сплетено друг с другом.